Обратный звонок

Укажите свой номер и оператор перезвонит Вам!
Круглосуточно и бесплатно

Скачать из магазина

Или получить ссылку через sms

Пенза

Страна

Город

Обсуждаем новые правила игры в «шашечки»

Обсуждаем новые правила игры в «шашечки»

Срок публичных обсуждений текста нового законопроекта о такси подошел к концу. В том числе, участие в них приняли эксперты сервиса заказа такси «Таксовичкоф». Журналисты программы «Московская неделя» телеканала ТВЦ обсудили новый законопроект о такси с директором по маркетингу «Таксовичкоф» Георгием Дадашовым. Формат передачи и время не позволили детально осветить все животрепещущие вопросы. Мы решили восполнить этот пробел. Предлагаем вашему вниманию сюжет про законопроект о такси и оставшийся за кадром развернутый комментарий нашего коллеги.

(Законодательные инициативы обсудили в спецрепортаже. Хронометраж: с 16:40 по 20:55)

Интервью с директором по маркетингу Георгием Дадашовым

Георгий Дадашов ТФ

– Как вы оцениваете необходимость признания утратившим силу старого федерального закона, регулирующего работу отрасли такси, и что думаете по поводу нового законопроекта «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерациии»?

Мы внимательно следим за ходом законотворческого процесса по разработке законопроекта «О такси», но, к сожалению, все версии проекта проходили без обсуждения с бизнес-сообществом. История с принятием закона, регулирующего пассажирские автоперевозки в России, длится четвёртый год. Законодатели пытаются учесть интересы всех сторон-участников. Мы понимаем, что сфера такси требует упорядочивания и реформирования. Но, на наш взгляд, к консенсусу прийти будет тяжело. Хотелось бы, чтобы новые предлагаемые требования не ухудшали положение ни водителей, ни перевозчиков (таксопарков), ни службы заказа легкового такси), ни клиентов.

Такси – это не про цвет

В идеале закон «О такси» должен упорядочить работу в регионах, унифицировать требования к участникам работы в отрасли. Пока что мы видим, что федеральный законодатель, напротив, расширяет полномочия на местах, что может привести к серьезным отличиям в организации работы.

К примеру, подпункты 2 и 3 пункта 1, статьи 9 Законопроекта действительно не исключают ввода желтых номеров. При этом есть некоторое послабление – подпункт 4 пункта 1 статьи 9 документа предусматривают цветовые новшества только в том случае, если регион примет такое решение. Если разрешение получено до вступления в силу такого постановления субъекта РФ, то цвет менять не придется до окончания срока действия разрешения.

На данный момент желтые номера – это особенность города Москвы (в Санкт-Петербурге, к примеру, цвет номеров такси ничем не отличается от цвета номеров обычных автомобилей). Но самое главное: такси – это не про цвет, а про определённые требования к разрешению, водителям, предоставлению прозрачной информации для клиентов о перевозчике и т.д. Закон априори обязывает перевозчика иметь разрешение, проходить техосмотр, предрейсовый и послерейсовые осмотры врача для водителей такси. На боковой панели справа от перевозчика должна быть размещена информация о выданном разрешении, срок его действия, наименование выдавшего ее органа; информация о тарифах на услуги; наименование, адрес и номера контактных телефонов перевозчика. У водителя должен быть на руках путевой лист с печатями.

Наличие фонаря (шашечек) и цветографической схемы на машине, выполняющей заказ, никто не отменял. Если не соблюдать установленные базовые правила, то никакие перекрашивания автомобилей ситуацию с качеством обслуживания и безопасностью поездок не исправят. Правильнее обсуждать то, как контролировать исполнение действующего законодательства. Тогда и нововведения могут не понадобиться.

Спорным, но выполнимым будет требование регионального законодателя о размещении QR-кода в салоне автомобиля, который также будет содержать информацию о перевозчике, его контактах и т.д. Пока это не требование, но некоторая потенциальная возможность. Она прописана в пункте 6 статьи 9 Законопроекта.

– С чем согласны и почему?

Цифровизируйся или умри

Мы приветствуем перевод большей части регулирования в онлайн. Например, новом законопроекте предлагается создать три цифровых реестра: перевозчиков, легковых такси и служб заказа легковых такси. Эти реестры должны быть круглосуточно доступны всем исполнительным органам для соответствующих проверок. Логично, что доступ к ним будут иметь и клиенты такси. Стремительная цифровизация отрасли, безусловно, позволит создать достоверные реестры участников рынка. Это необходимо, чтобы любой гражданин, вызывая такси, мог мгновенно проверить, к легальной службе заказа такси он обращается, либо в сомнительную организацию. Подчеркну, что в Санкт-Петербурге данную информацию можно проверить уже сейчас в открытых реестрах по государственному регистрационному номеру автомобиля. В том числе, эта мера связана с деятельностью на территории России иностранных агрегаторов такси. Теперь их могут обязать раскрывать все механизмы работы с персональными данными россиян, пользующихся их услугами.

«Таксовичкоф» всегда в числе первых внедряет установленные правила и нормы. Так, в Петербурге мы начали передавать данные о количестве автомобилей и конкретных водителей на линии в систему «Безопасный город». Нам нечего скрывать. Все партнеры имеют разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также страховку.

Мы исправно передаем необходимый набор данных. Но мы с вами прекрасно знаем, что пути обхода правил имеются, и так называемые бомбилы никуда не делись, несмотря ни на какие, даже очень хорошие законы. Поэтому, конечно, первостепенен контроль исполнения действующих правил и норм.

Но в том, чтобы распространить опыт Петербурга и другие полезные инициативы регионов на всю страну, мы не видим ничего плохого. Некая унификация присутствовать должна, чтобы никому не было обидно.

Уточнение понятийного аппарата

Законопроект также предлагает определить основной понятийный аппарат отрасли. К примеру, в сегодняшнем российском законодательстве нет четкого понятия, что такое «легковое такси» или «служба заказа легкового такси». Но нельзя забывать, что понятие перевозки легковым такси содержится и отражается в Уставе автомобильного транспорта.

Введение четких понятий позволит не только классифицировать категории участников рынка, но и распределить сферы ответственности между ними, а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере регулирования таксомоторных перевозок.

Все по реестру

Важно отметить, что статья 28 законопроекта предусматривает солидарную ответственность службы заказа такси, если на заказ была подана машина без разрешения, либо в реестр не была предоставлена информация о перевозчике. Агрегатор понесет ответственность и в случае неуведомления клиента о том, кто является перевозчиком. Это значительно усложнит работу недобросовестных участников рынка.

Обращает на себя внимание подпункт 2 пункта 1 статьи 11. Законодатель устраняет «серую» зону и в случае принятия документа, к управлению легковым такси будут допущены только те водители, которые оформлены в штат перевозчика в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Нельзя не сказать о статье 27 Законопроекта. Которая предусматривает меры государственной поддержки перевозчикам, в том числе в целях стимулирования использования ‎в качестве легкового такси электромобилей, перевода их на газовое топливо, перевозок пассажиров из числа инвалидов. А также разрешает региональным властям в меру своих полномочий содействовать решению вопросов с парковкой в местах повышенного спроса на перевозки (ж/д вокзалы, аэропорты, больницы). Также было бы актуально снизить или вовсе отменить оплату за проезд такси по платным городским магистралям. Мы рассчитываем на активное правоприменение данного положения законопроекта.

– С чем не согласны и почему?

Спорным является предложение установить равную ответственность агрегатора и водителя за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира при перевозке легковым такси. На данный момент ответственность лежит на конкретном перевозчике. Мы полностью согласны, что случайные люди не должны возить клиентов в такси, поэтому вводить разрешение на конкретного водителя – примета времени. Это пойдет отрасли на благо. Но возникает закономерный вопрос о том, кто должен это контролировать и нести ответственность. Сегодня разрешение на осуществление деятельности выдаётся перевозчику на отдельный автомобиль, агрегатор не может не доверять исполнительным органам власти, выдавшим этот документ. Поэтому предложение возложить ответственность на агрегатор требует детального обсуждения.

Особенно в части, относящейся к самозанятым водителям. Согласно документу, если водитель такси имеет статус самозанятого, но его ОСАГО не смогло покрыть реальный ущерб от инцидента, то служба заказа такси будет нести солидарную ответственность с перевозчиком в случае причинения вреда пассажиру.

Об ОСАГО замолвите слово

И тут мы не можем не затронуть вопрос стоимости полиса ОСАГО для такси. Ни в одном действующем законе нет обязательных требований об отдельных тарифах для такси, однако страховщики ввели повышающий коэффициент и теперь минимальная стоимость полиса — 50 тыс. рублей, что достаточно много для большинства таксистов.

Практика партнёров сервиса заказа такси «Таксовичкоф» показывает, что на сегодняшний день получение полиса ОСАГО водителем такси практически невозможно и связано большим количеством препон. Что является преградой на пути осуществления работы в сфере такси. Статья 31 Законопроекта дает надежду, что ситуация выровняется. В документе сказано, что если физическое лицо имеет право на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, то они обязаны в том числе иметь полис ОСАГО, где указаны сведения об использовании ТС в качестве такси. То есть, если разрешение получено, тот страховщики не смогут не выдать полис ОСАГО.

Плановая экономика не приводит ни к чему хорошему

Мы солидарны с Федеральной антимонопольной службой, выступившей против квотирования такси в городах федерального значения (статья 25 законопроекта), к которым относится Москва, Петербург и Севастополь. Фактически это является ограничением предложения на рынке и вмешательством в формирование его свободной конъюнктуры.

Подчеркну, что сервис заказа такси «Таксовичкоф» неукоснительно соблюдает требования действующего законодательства РФ. И в случае принятия нового закона «О такси» будет поступать так же.